Просветительская деятельность – это разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела"). Иными словами - формирование определённых качеств личности через погружение её (личности) в соответствующую деятельностную и эстетическую имитационную среду.
Согласно букве и духу Закона РФ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», дендрологические парки и ботанические сады играют роль одновременно и природоохранных учреждений, и культурно-образовательных центров для публики, т.е. для всех слоев населения (Международная программа ботанических садов по охране растений, 2000).
Просветительская деятельность ООПТ категории «Дендрологический парк» или «Ботанический сад» несёт в себе функции интерпретации научных знаний и организации свободного времени людей, что тесно сближает их с подобными функциями внешкольных учреждений дополнительного образования, и которые, по большому счёту, обусловлены общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке.
Кроме того, эти функции обусловлены и потребностью в достоверной экологической информации для самореализации граждан в форме общественных движений. Они является производными от функции обучения и воспитания, поскольку посещение дендропарка или ботсада в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде так же исторически присуща всем музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.
Функция образования (обучения и воспитания) основывается на информативных и экспрессивных свойствах объектов коллекции. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы Садов. Ведь в ботанической, зоологической или смешанной экспозиции/коллекции растения и животные представляют собой "научно организованную совокупность". Для экспозиции важен отбор объектов с ярко выраженными свойствами, присущими избранному систематическому положению. А это в свою очередь должно сопровождаться хорошими информативными, коммуникативными и аттрактивными свойствами подачи объектов в экспозиции, которые в пределах каждого конкретного ООПТ «Ботанический сад» или «Дендрологический парк» представлены в форме экспозиционных комплексов. Причем в этих комплексах представлены уже не только живые объекты, но и все атрибуты, позволяющие усилить информативные, коммуникативные свойства.
Итак, на территории, предлагаемой в статус ООПТ «Дендрологический парк ГУДО РК РЦЭО», сложились экспозиционные комплексы - группы растений, животных и предметов в сочетании с ландшафтом, каждая из которых размещается на определенной, ограниченной экспозиционной площади и представляет собой тематическое и зрительное единство (см. раздел «ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ»). Преимущественно на основе экспозиций осуществляется функция обучения и воспитания. Образовательные экскурсии, реализуемые на ООПТ, как правило, служат комментариями к экспозициям и представленным в них экспонатам.
Образовательные экскурсии, реализуемые на ООПТ, оформлены в «Программу экскурсионной поддержки образовательного процесса, реализуемого в семье, в учреждениях дошкольного образования, общеобразовательной школе, учреждениях профессионального образования». В конце июня 2014 году Услуга «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ В ЗООЛОГИЧЕСКИЙ И ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРКИ» была удостоена Диплома лауреата республиканского конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Коми» 2014 года. А в ноябре 2014 года получила Диплом лауреата ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОГРАММЫ «100 ЛУЧШИХ ТОВАРОВ РОССИИ» и Декларацию качества услуги на последующие 2 года.
ПРОГРАММА ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ С ГРУППАМИ ПЕРЕМЕННОГО СОСТАВА [Загружено: 278 раз(а)]
АНКЕТА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРУПП ЭКСКУРСАНТОВ [Загружено: 272 раз(а)]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ С ПЕРЕМЕННЫМ СОСТАВОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 2013 ГОДУ [Загружено: 274 раз(а)]
БЛАГОДАРНОСТИ ЗАКАЗЧИКОВ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ ЭКСКУРСИЙ В 2013 ГОДУ [Загружено: 273 раз(а)]
КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ ''СЕЛЕКЦИЯ'' [Загружено: 300 раз(а)]
КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ ''ЧЕМ ЖИВОТНЫЕ ПОХОЖИ НА НАС" [Загружено: 331 раз(а)]
МАРШРУТЫ ЭКСКУРСИИ-ИГРЫ ПО СТАНЦИЯМ ''ДОМ ЖИВОТНЫХ'' (3 станции по 14 минут) [Загружено: 289 раз(а)]
МАРШРУТЫ ЭКСКУРСИИ-ИГРЫ ПО СТАНЦИЯМ ''ДОМ ЖИВОТНЫХ'' (4 станции по 10 минут) [Загружено: 264 раз(а)]
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДРАЗРАБОТКЕ ЭКСКУРСИИ [Загружено: 331 раз(а)]
МЕТОДИЧКА - ДЕНДРОПАРК ГОУ ДОД Коми РЭБЦ [Загружено: 287 раз(а)]
МЕТОДИЧКА - ЖИВОТНЫЕ В ВОЛЬЕРАХ [Загружено: 291 раз(а)]
ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА - ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, ИХ ДИКИЕ ПРЕДКИ И РОДСТВЕННИКИ [Загружено: 318 раз(а)]
ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА -ХУДОЖНИКИ-КАРИКАТУРИСТЫ О ПРОБЛЕМАХ КЛИМАТА [Загружено: 321 раз(а)]